Пишет  Шолль:
04.08.2011 в 23:33


Windhose
Вот смотрите: как можно раскрыть персонажа? На самом деле, вариантов не так уж и много: 1) автор может прямо от своего лица дать характеристики - этот плохой, этот хороший; 2) о персонаже может рассказать повестователь (не равный автору, но как бы не действующий, смотрящий на события со стороны) или действующий другой герой. В этом случае надо, понятно, делать поправку на то, что повествование ограничено точкой зрения того, кто рассказывает (может заблуждаться, не знать подробностей, делать неверные выводы и т.п.) Иногда это делается нарочно, чтобы столкнуть разные точки зрения и вроде бы в ОЭ этот прием автор попробовал применить. 3) характеристику дает совершенно проходной персонаж, задача которого выразить авторское или "народное" мнение и слинять - завуалированный первый вариант; 4) персонаж может раскрыться изнутри - в своих монологах, несобственно-прямой речи или потоке сознания (тут тоже надо учитывать поправку на субъективность); 5) самое сложное для восприятия читателя - персонаж раскрывается в поступках.
Вот с пятым пунктом как раз и проблема. Когда читатель начинает задумываться о том, почему герой соврешает то или иное действие и что это действие о герое говорит, а уж тем более, как это действие соотносится с поступками остальных героев и авторской позицией - он неизбежно вылезает из пеленок наивного реализма. А это значит, что он уже не воспринимает описанное как жизнь, которая не требует доказательств подлинности происходящего, мол это факт и все, а замечает, что находится, ну в условно-театральных декорациях.
читать дальше

URL комментария