Пишет
Ольга Дорошенко-Сагайдачна18 мая в 20:05 ·
Согласен или поддерживаешь - распространяй.
Паки и паки скажу, что в Украине политических партий нет, а есть только лоббистские группировки.
Для начала – в чем разница?
Политическая партия организуется «снизу», существует на пожертвования членов и сочувствующих, защищает и выражает интересы определенной социальной прослойки, определенного класса, либо страты людей определенных убеждений.
Лоббистская группировка создается целевым назначением под ту или иную бизнес-группу и проталкивает в парламенте ее интересы.
Как отличить лоббистскую группировку от партии? Легко, вот несколько характерных признаков, доступных простому смертному, не знающему, где увидеть источники финансирования партии:
А) в программе у лоббистской группировки нет никакой конкретики, она «за все хорошее против всего плохого»;
Б) Она заточена «под лидера». Уберите Кличко из «Удара» или Тимошенко из «Батькивщины» - что останется?
В) Она голосует в парламенте совсем не за то, что обещала своим избирателям, когда звала их в викинг.
Иногда бывают какие-то отклонения в пункте А, типа «национализма» ВО «Свобода» или «коммунизма» Симоненко, но пункт В все расставляет по своим местам.
читать дальшеВсе партии, прошедшие в ВР, до единой, являются лоббистскими группировками. Некоторые из них, вроде тех же коммунистов, созданы и поддерживаются на плаву для отвода глаз – скажем, у ПР в 2012 году было не так уж много шансов собрать голоса пенсионеров и прочего т н. «протестного» электората, но Компартия успешно справилась с задачей и исправно голосовала в Раде за решения, предлагаемые регионалами. То же самое «Свобода», только она собирала голоса «протестного» электората с правой стороны поля. Вот просто в качестве иллюстрации: «Фракции "УДАР" и "Свобода" во время второй сессии Верховной Рады 7-го созыва голосовали совместно с Партией регионов за более чем 60% принятых законопроектов и постановлений», пишет «Опора». Как говорится, «шо неясно»?
(А дружбаны-москали при этом уверены, что Тягнибок и Кличко страаааашные националисты, дооо).
Чем плохи лоббистские группировки?
Тем, что мы уже видели: они проталкивают через Раду законопроекты, позволяющие им делать бизнес по принципу «приватизация прибылей, национализация убытков».
Иногда бизнес-интересы разных группировок пересекаются, тогда это подается как борьба оппозиции с большинством. Но и только. Принцип «приватизация прибылей, национализация убытков» священен и нерушим для всех. Тут речь не идет об отдельных коррупционных схемах, тут речь идет о тотальном принципе, на котором строится вся политическая жизнь: во власть идут именно затем, чтобы убыточную часть своих бизнесов перебросить на плечи налогоплательщиков.
Что изменил Майдан?
Майдан (который для оппозиции был такой же неожиданностью, как и для регионалов) показал, что система может рухнуть, что она уязвима.
Нет, она не рухнула (и слава Богу, она бы похоронила всю Украину под собой), но серьезно шатнулась. Оказалось, что у нас есть народ, и этот народ, если его достать до печенок, способен на активные действия. Для тех, кто привык иметь дело с электоратом, это оказалось несколько непривычным.
Однако они быстро пришли в себя и принялись реализовывать старые схемы. Даже не потому что они так злокозненны, а потому что иначе не умеют. В них Майдан посеял кратковременный испуг, и только.
Важно, что Майдан изменил в нас.
Во-первых, он показал, что мы способны на самоорганизацию и действия в своих интересах, независимо от интересов лоббистских группировок.
Во-вторых, он показал, что в стране ненулевое количество людей, готовых идти до конца.
Сначала о грустном
Парламент ближайшего созыва все равно будет лоббистским. По той простой причине, что выборы постараются провести как можно быстрей, и за это время мы не успеем сколотить партию, которая будет настоящей партией.
Штука в том, что Закон о политических партиях в Украине заточен под лоббистские группировки. Такова суровая реалити. «Рішення про створення політичної партії приймається на її установчому з'їзді (конференції, зборах). Це рішення має бути підтримано підписами не менше десяти тисяч громадян України, які відповідно до Конституції України мають право голосу на виборах, зібраними не менш як у двох третинах районів не менш як двох третин областей України, міст Києва і Севастополя та не менш як у двох третинах районів Автономної Республіки Крим». Даже безотносительно текущего состояния Республики Крым требование малореальное для небольшой компании политических единомышленников, с которой, по идее, должна начинаться настоящая партия. Зато легко выполнимое для лоббистской группировки, которой нефиг делать профинансировать рассылку гонцов по областям и районам. Лоббистская группировка зарегистрирует партию за месяц-другой.
Теперь о вдохновляющем.
Если мы оказались способны снарядить армию – то мы способны и создать партию. Для людей, вскладчину организующих аккумуляторы броневикам и бронежилеты мужикам десять тысяч подписей – это не проблема, а задача. Даже собрать их в Крыму – не проблема, а задача.
Вопрос в другом – КАКАЯ это должна быть партия?
Впрочем, об этом ниже. Сейчас у нас продолжается пятиминутка оптимизма.
Так вот, даже с таким пролоббистским законом о политических партиях можно зарегистрировать нормальную партию, только нужно сначала хорошо потрахаться, но мы показали, что трахаться умеем, это раз.
А два – это то, что даже лоббистский парламент, оказывается, можно контролировать. Метода отработана: шины в руки и к Раде.
Теперь опять возвращаемся к пессимизму.
Сложность не в том, чтобы взять шины в руки и выйти к Раде. Сложность в том, чтобы правильно определить момент, когда за них уже пора браться.
Мы кошмарно, адски юридически неграмотны. У нас есть уважительная причина: законы – это многобуков, специально подобранных так, чтобы разобраться в них могли только специально обученные люди, юристы. И даже если мы пытаемся в меру сил «обалдеть знаниями» в этой области, получается почему-то «как всегда».
Вот буквально рядом со мной сидит коллега по избирательной комиссии. В руках у него «Закон о выборах Президента Украины». К нему приходят, спрашивают, почему такой-то и такой-то нет в списках, вот ее паспорт. По паспорту ей нет еще восемнадцати. Я указываю на этот факт, потом беру у коллеги «Закон» и указываю на первой страничке место, где сказано, что голосуют у нас с 18 лет. Коллега, межу прочим, этого не помнил. Хотя закон штудировал и отпускал замечания типа «Понапридумывали тут, вот кому вс это нафиг надо, а?»
Короче, у нас потрясающая способность смотреть в книгу, видеть фигу. Но даже если мы штудируем закон добросовестно, это не поможет большинству из нас разглядеть двойное дно. Ну, например, принимает Рада некий условный закон о защите каких-нибудь ушастых ежиков от тотального истребления (повторяю, УСЛОВНЫЙ, чисто для примера) – дело вроде бы благое, ёжики милые и истреблять их нехорошо. А на самом деле одна группировка просто перекрывает другой группировке строительство некоего завода в зоне Х, где случайно обитают те самые ежики.
Это дикая условность, чисто иллюстративная. А в реальности, например, я попросту не могу вкуриться в энную часть коррупционных схем, которые мне описывают люди, с ними знакомые. Я недостаточно хорошо разбираюсь в экономике и финансировании. Как и большинство из нас.
Поэтому нас разводят на каких-то примитивных штуках типа закона о языках. Вот все воют, что Рада не должна была, Тягнибок не должен был – но при всем при этом каким деревянным долбоебом нужно быть, чтобы купиться на эту хрень! Вот все, кого я знаю как людей с хотя бы средним уровнем интеллекта – все не придали этому значения. Купились одни идиоты – но ёпвашумать, сколько же их оказалось!
Кстати, об идиотах. В исконном значении это слово означает аполитичного человека, который в Древней Греции не принимал участия в народных собраниях, не состоял в партиях, пофигиста. Так вот, мы, граждане Украины, в большинстве своем идиоты. В древнегреческом смысле слова, и не только. Я – страшная идиотка. Вы себе не представляете, чем и по какому месту мне вся эта гражданская активность, необходимость выползать из дома и куда-то шуршать, что-то делать, а хуже всего – говорить с незнакомыми людьми, я же человек страшно норный, интровертный, хахаха, не верите? А ото так воно так. То, что у меня случилось в последние месяцы – это «достали». Но наступят мирные времена однажды, и я точно знаю, что не захочу никакой политоты, вот на физиологическом уровне буду ее отторгать.
Думаю, именно поэтому я и должна ей заниматься. Кстати, эту статью я набираю, сидя на избирательном участке, вся такая одинокая, как нарисованный Карлссоном петух.
В общем, на ближайшие месяцы у нас две задачи, тактическая и стратегическая. Стратегическая – регистрация нормальной, нелоббистской партии. Тактическая – не давать лоббистам наглеть, а для этого – отставить идиотизм в сторону, научиться разбираться в законах и поднимать хай каждый раз, когда они пытаются протащить что-то особо паскудное.
Есть ли надежда на превращение хотя бы одной лоббистской партии в нечто приличное?
Ма-а-аленькая и сла-а-абенькая, но есть.
Например, низовые ребята из «Свободы», по меньшей мере Днепропетровской – это очень приличные люди. Думаю, если Тягнибок и весь верхний эшелон куда-нибудь, э-э-э… испарится, то «Свобода» выплывет.
Какая партия нужна нам?
Нам нужно побольше, хороших и разных, но я поговорю о той, в которой сама стала бы принимать участие и агитировать за нее.
Начнем от противного. Что категорически не нужно? Не нужно пытаться быть хорошим для всех, целиться в как можно более широкий электорат, быть за все хорошее против всего плохого. Такие программы пусть себе пишут лоббисты. Нормальная партия отстаивает интересы какой-то конкретной группы населения, и от этого пляшет.
За интересы какой группы населения я могла бы стоять честно?
За наемных работников. Я принадлежу к этой группе, когда не веду, хе-хе, богемную жизнь. За интересы женщин. За интересы женщин-наемных работниц...
ОК, что еще? От чего меня плющит, колбасит и корячит? От состояния среды моего обитания в первую очередь. От кошмарных дорог и убитых тротуаров на массивах и во дворах, от перманентного срача в плавнях и вдоль пляжа, от ужоснаха в области инфраструктуры. И от того, что я, сцуко, не знаю, куда, например, пойти, чтоб наладили службу уборки в плавнях и вывозили оттуда мусор и как расходует средства наш райсовет и райисполком.
Чего бы я хотела в этом случае? Не просто сайтиков типа «прозрачная власть», но возможности участвовать в распределении городского бюджета, раз уж я участвую в его формировании как налогоплательщик.
Итак, мне нужна партия, чья основная цель – максимальное улучшение жизни горожан, причем по всей Украине, не только в Днепропетровске, компания единомышленников, способных бороться за свои интересы по обеспечению комфортной среды обитания. Задача партии – продвижение в органы власти вплоть до самого верха. Начинать с малого: продвигать своих людей в горсоветы и райсоветы по мажоритарным округам, делать их агентами партии в этих структурах и одновременно рупором, который доносит информацию об этих структурах до людей: что и как там за кулисами на самом деле, что поделывают и что подумывают власти предержащие. Да-да, а хотя бы и через бложеки и фейсбучеки, репостом и цыганской почтой. Без всякой регистрации, в качестве клуба по интересам и независимых кандидатов.
И вот когда количество подписчиков, собеседников и соучастников достигнет искомого числа в десять тысяч – можно уже ударяться оземь и оборачиваться партией.
Что-то я размечталась…
В общем, закругляюсь. Партии нужно создавать из общественного движения, а движение формировать под решение какой-то предельно конкретной задачи в актуальном времени. И сейчас как раз такой момент, когда эти движения возникают в количествах и сами по себе.
Нужно не дать им – а в конечном счете, всем нам, - засохнуть.www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=14252...