Тема однополой любви на большом экране традиционно предпочитает мужчин: тут вам и Леджер, и Джилленхал, и ДиКаприо, МакГрегор, Куэйд, Пенн, Бандерас, Хэнкс и Камбербэтч иже с ними - вот где драма так драма, вот где можно развернуться! Женскую любовь драма отчего-то не жалует, из всех нашумевших историй вспоминаются разве что "Парни не плачут" со Суонк (и то не совсем по теме, ибо герой Суонк WTM), "Жизнь Адель" с эмоциональной дубинушкой Сейду и "Монстр" с поломанной гримом Терон. Ни звезд, ни прицела на большой прокат, ничего, как будто любовь двух женщин достойна быть не более, чем фоном для настоящей драмы мужских персонажей.
В этом отношении "Кэрол" Тодда Хейнса - внезапное голливудское просветление: "Ух ты, а давайте наконец-то об этих, о женщинах? И чтоб звезды, и драма, и все-все?!" Получилось "все-все": и роскошная Бланшетт с лицом пумы, которая гуляет сама по себе, и Руни Мара с ее потусторонне-эльфийской диковатостью, и обстановка чопорно-глянцевых американских 50-х с их знаменем нравственности и домостроя наперевес.
читать дальше Сюжет: Скромная продавщица Тереза живет, плывя по течению: зачем-то работает в большом торговом центре, зачем-то встречается с правильным и обстоятельным мальчиком - без особого удовольствия, потому как все так делают. Она похожа на куколку шелкопряда, отгороженную от внешнего мира плотным коконом. И вдруг в ее жизни случается Кэрол - замужняя светская дама, давно уже определившаяся со своими предпочтениями. Шок, гром и молния, кокон трещит по швам, крылья расправляются. Правда, муж Кэрол жену отпускать не намерен, поэтому драмы не избежать.
Герои:
Кэрол - Кейт Бланшетт, очередное выдвижение на "Оскар". Я бы не сказала, что в этой роли Кейт раскрылась как-то иначе, но она ослепительно хороша. И как ей идут 50-е, не обсказать.
Тереза - Руни Мара, выдвижение на "Оскар" №2. Вот тут я "за" обеими руками: такую безмолвную, практически немую игру глазами я помню разве что в "Девушке с жемчужной сережкой". Настолько верно выбранный образ, просто сердце радуется.
Хардж, муж Кэрол - Кайл Чандлер. Типичный "золотой мальчик" из хорошей семьи: в анамнезе наверняка спортивная звезда какого-нибудь Гарварда и мечта всех окрестных девушек. Поведение соответствует.
Эбби, наперстница Кэрол - Сара Полсон. Подруга-защитник, хранительница тайн, первый любовный опыт (муж явно не в счет) - наверное, о таких и стоит говорить "плоть от плоти".
Впечатления:
Неторопливое, эстетически выверенное, очень настроенческое кино. Эмоции главных героинь (зачастую невысказанные) создают атмосферу той самой "наэлектризованности", которая так сильно цепляет в любовных историях. Если бы мне сказали, что после съемок в "Кэрол" Мара и Бланшетт побросали своих партнеров и сбежали куда-нибудь на необитаемый остров, поверила бы с лету, а такая правдоподобность, согласитесь, дорогого стоит. Кэрол поначалу вызывает меньше доверия, но вскоре раскрывается тонна с плюсом сдерживающих факторов: и омерзительный шантаж со стороны мужа - "спи со мной, и я не лишу теб дочери", и социальное клеймо "аморальности". Не связанная обязательствами Тереза - ее противоположность: вот щас только разбегусь - и в омут.
Отлично показана обратная сторона золотого мальчика-мужа - насколько сильно он привык жить по шаблону, насколько его убивает мир, не подстроенный под его привычную картинку видения, на сколько гадостей может он пойти, дабы вынудить не любящую его жену любить его по приказу. Сей персонаж можно было бы пожалеть, но то, что он принимает за любовь - это страничка из глянца, где все усиленно делают счастливый вид, этим и счастливы.
Крепким фоном проходит привязанность Эбби и Кэрол - друг для друга они гораздо больше, чем бывшие любовницы или подруги, скорее, соратники и союзники. Такой себе островок постоянства.
Любовные сцены чисты и целомудренны, оставляют очень легкое впечатление: Кэрол относится к Терезе как к волшебному существу из сказочного мира, Тереза смотрит на Кэрол, как на божество. Обеим суждено стать друг для друга своеобразным катализатором, новой реальностью, поворотом от внешнего мира к миру собственному. Лучшего кино для развития чьей-либо толерантности я бы и не придумала: здесь все понятно с первого взгляда и совершенно естественно.
Плюсы: Понравилось то, что основная тема драмы не любовь и романтика, а выбор - менее болезненный для Терезы и мучительный для Кэрол, т.к. последней приходится выбирать не столько между правом видеть дочь и любовницей, сколько между дочерью и самой собой.
Минусы: Не выдвинут на "Оскар", а зря.
Вывод: Наверняка посмотрю еще раз. И роман Хайсмит почитаю - автобиографическое издалека видать.